ФСБР 2004
1. Общие игровые правила
1.1 Игра – определение
Игра в боулинг по системе десяти кеглей состоит из десяти фреймов. Игрок бросает два шара в каждом из первых девяти фреймов, если только при первом посыле не произошел страйк. В десятом фрейме игрок бросает три шара, если засчитан страйк или спэр. Каждый фрейм должен завершаться игроком в обычном порядке.
1.1.1
За исключением случаев, когда при первом броске произошел страйк, количество кеглей сбитых игроком при первом броске шара отмечается в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего кадра на мониторе, а количестве кеглей сбитых игроком при втором броске шара отмечается в квадратике в верхнем правом углу кадра. Если ни одна из кеглей стоящих во фрейме не сбита при втором броске шара, в поле подсчета очков ставится прочерк (-). Суммарный счет за две попытки подсчитывается и высвечивается на мониторе сразу же.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8 / 8 / 7 1 9 / 6 3 X 9 / 8 1 9 / X 8 —
18 35 43 59 68 88 106 115 135 153
1.1.2
Если при первом броске шара во фрейме сбивается весь комплект установленных кеглей, то засчитывается страйк. Страйк отмечается знаком (х) в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего кадра. Один страйк оценивается в 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком за последующие два броска шара.
1.2.3
Два последовательных страйка называются «дабл». В этом случае за первый страйк начисляется 20 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при первом броске шара сразу после второго страйка.
1.2.4
Три последовательных страйка называются «трипл». В этом случае за первый страйк начисляется 30 очков. Для того, чтобы получить максимальное число очков равное 300, игроку нужно выбить последовательно 12 страйков.
1.2.5
«Спэа» засчитывается, если кегли оставшиеся стоять после первого броска шара сбиваются при втором броске шара в данном фрейме. «Спэа» обозначается знаком (/) в верхнем правом углу соответствующего кадра. В этом случае за «спэа» начисляется 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при последующем броске шара.
1.2.6
Если игроку не удается сбить все 10 кеглей за два броска шара в одном фрейме, это называется открытым фреймом, если только кегли продолжающие стоять после первого броска шара не образуют «Сплит».
1.2.7
Сплит (обычно, обозначается как (О) – это такое положение нескольких кеглей оставшихся стоять после первого броска шара, при котором головная кегля (№1) упала и:
а) По крайней мере, одна кегля упала между двумя или несколькими стоящими кеглями, например, между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой.
б) По крайней мере, одна кегля упала сразу перед двумя или более стоящими кеглями, например, 5-6.
2. Стиль игры
2.1
Игра осуществляется на двух дорожках (одна пара), примыкающих друг к другу.
2.2
Члены соревнующихся команд, тройки, пары или независимые игроки должны один за другим в обычном порядке соревноваться в одном фрейме на одной дорожке, а для последующего фрейма переходить на другую дорожку, пока на каждой из двух дорожек пары не будут сыграны по пять фреймов.
2.3 Правильное сбивание кеглей
Бросок шара считается правильно совершенным, когда шар пущенный игроком, опускается на игровую дорожку за линиейфола.
2.3.1 Подсчитывается каждый бросок шара, если только шар не объявляется ошибочным.
2.3.2 Бросок шара должен быть выполнен только рукой (руками).
2.3.3 Запрещается использование каких-либо приспособлений в составе самого шара или прикрепленных к нему, которые отсоединяются после броска, или которые перемещаются во время броска.
2.3.4 Игрок может использовать специальное оборудование, помогающее при захвате и броске шара, если оно заменяет ампутированную или искалеченную руку полностью или ее основную часть.
2.3.5 Кегли, сбитые в результате правильного броска, засчитываются игроку и должны быть убраны перед следующим броском, если выполняются следующие условия:
а) Кегли упали или слетели с площадки под действием шара или какой-либо кегли.
б) Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от боковой перегородки или заднего борта.
в) Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от убирающей доски, когда она находилась на площадке перед уборкой сбитых кеглей.
2.4 Неправильное сбивание кеглей
2.4.1
Если происходит одно из событий указанных ниже, бросок шара засчитывается, а последующее за ним сбивание кеглей нет:
а) Шар выходит за пределы дорожки до достижения кеглей.
б) Шар отскакивает от заднего борта.
в) Кегля отскакивает после контакта с телом, руками или ногами человека, ответственного за установку и уборку кеглей.
г) Происходит контакт кегли с механическим устройством установки кеглей.
д) Какая-либо кегля падает при удалении сбитых кеглей.
е) Какая-либо кегля падает при контакте с человеком, ответственным за уcтановку и уборку кеглей.
ж) Игрок нарушает правила.
з) Бросок шара осуществляется, когда с дорожки или из желоба еще не убраны сбитые кегли и шар касается этих сбитых кеглей, перед тем как сойти с поверхности дорожки.
2.4.2
Если происходит неправильное сбивание кеглей и игрок имеет право на дополнительные броски шара в данном фрейме, неправильно сбитая кегля или кегли должны быть установлены на то место, на котором они первоначально стояли.
2.5 Движение кеглей
2.5.1
Если при первом или втором броске шара сразу после броска обнаруживается, что одна или несколько кеглей установлены неправильно, но все необходимые кегли имеются в наличии, данный бросок шара и соответствующий результат засчитываются. Ответственность за определением правильности установки кеглей лежит на самом игроке. Перед выполнением броска игрок, заметивший неправильную установку кеглей, должен сам настоять на их правильной установке, в противном случае первоначальная установка кеглей будет считаться правильной.
2.5.2
Запрещается менять положение какой-либо кегли, оставшейся стоять после броска шара. Это значит, что если кегли сдвигаются механическим устройством установки кеглей, то они должны остаться на своем новом месте и их ручная перестановка запрещается.
2.5.3
Если произошел отскок кеглей, и они остались стоять на дорожке, то эти кегли считаются не сбитыми.
2.5.4
Только те кегли могут быть засчитаны сбитыми, которые были фактически сбиты или полностью смещены с игровой поверхности дорожки в результате правильного броска шара.
2.5.5
В случае поломки или иного повреждения кегли в процессе игры, эта кегля должна быть заменена на другую, состояние и вес которой как можно ближе соответствует другим кеглям из используемого комплекта. Необходимость замены кеглей определяется должностными лицами данного турнира.
2.6 Ошибочный шар
2.6.1
Шар объявляется ошибочным в любом из следующих случаев:
а) Сразу после броска шара (и до следующего броска шара на этой же дорожке) выясняется, что одна или несколько кеглей из комплекта отсутствует.
б) Сотрудник, отвечающий за установку и уборку кеглей, касается любой стоящей кегли до того, как шар докатывается до кеглей.
в) Сотрудник, отвечающий за установку и уборку кеглей, снимает или дотрагивается до любой упавшей кегли, до того как она остановится.
г) Игрок осуществляет бросок шара не по своей дорожке или не в свою очередь. Или один игрок из каждой команды на паре дорожек осуществляет посылку шара не по своей дорожке.
д) Наличие физической помехи со стороны другого игрока, зрителя или движущегося объекта или сотрудника, отвечающего за установку кеглей, во время выполнения броска шара и до его завершения. В этом случае игрок может, либо согласиться с результатом данного броска, либо заявить, что шар является ошибочным.
е) Какая-либо кегля смещается или падает во время посылки шара, но до того, как шар достиг кеглей.
ж) Посланный шар наталкивается на посторонний предмет.
2.6.2
При объявлении шара ошибочным, бросок шара не засчитывается. Все кегли, которые стояли при объявлении шара ошибочным, должны быть переставлены, а игрок получает возможность выполнить бросок шара заново.
2.7 Боулинг на неверной дорожке
2.7.1
Шар объявляется ошибочным, а игрок или игроки должны выполнить бросок шара по правильной дорожке, когда один игрок бросает шар по неправильной дорожке.
2.7.2
Шар объявляется ошибочным, а игрок или игроки должны выполнить бросок шара по правильной дорожке, когда один игрок от каждой команды на паре дорожек бросает шар по неправильной дорожке.
2.7.3
Если несколько игроков из одной и той же команды по очереди бросают шар по неправильной дорожке, то данный гейм будет доигран без изменений. Все последующие геймы должны начинаться на правильной указанной дорожке.
2.8 Определение фола (нарушения)
2.8.1
Фол фиксируется, если игрок какой-либо частью своего тела перейдет или заступит за линию фола и дотронется до любой части дорожки, оборудования или конструкции во время или после броска шара.
2.8.2
Шар считается находящимся в игре, пока тот же или другой игрок не займет место для выполнения следующего броска шара.
2.8.3
Если игрок в своих интересах нарушает правила умышленно, результат данного броска шара этим игроком аннулируется, а дальнейшие броски в данном фрейме для этого игрока не разрешаются.
2.8.4
При фиксировании фола бросок шара засчитывается, но кегли, сбитые при данном броске, не учитываются. Если игрок, совершивший фол, имеет право на дополнительные броски шара в данном фрейме, то кегли, сбитые шаром при регистрации фола, должны быть установлены заново.
2.8.5
Фол фиксируется, даже если он не определяется автоматическим устройством регистрации фола или судьей, но совершение этого фола очевидно для следующих лиц:
а) Для обоих капитанов или одного или нескольких игроков из соревнующихся команд.
б) Для официальных лиц следящих за счетом.
в) Для официального лица, ответственного за проведение турнира.
2.8.6
После объявления фола протесты не принимаются за исключением следующих случаев:
а) Доказано, что в работе автоматического устройства регистрации фола имеются сбои.
б) Имеются весомые доказательства того, что игрок не совершал фола.
2.9 Спорный шар
2.9.1
В случае подачи протеста, предметом которого является фол, правильное падение кегель или ошибочный шар, и который не может быть разрешен официальными лицами, ответственными за проведение турнира, игрок должен бросить спорный шар или переиграть фрейм.
2.9.2
В случае возникновения спорной ситуации при первом броске игрока в любом фрейме, или при втором броске игрока в десятом фрейме после страйка в этом фрейме:
а) Если спорная ситуация разрешилась независимо от того совершал игрок фол или нет, данный игрок должен завершить фрейм, а затем бросить один спорный шар во все кегли (полный комплект -10)
б) Если предметом спора является сомнительное неправильное падение кеглей, игрок должен завершить фрейм, а затем бросить спорный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.
в) Если спорная ситуация разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет, игрок должен завершить фрейм, а затем сыграть спорный фрейм полностью.
Если спор возникает в дополнительной попытке или в третьем броске десятого фрейма, то спорный шар не назначается, если только спорная ситуация не разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет. В этом случае спорный шар должен бросаться в ту же расстановку кеглей, которая стояла при броске шара, ставшего предметом спора.
2.10 Шар для боулинга, изменение поверхности
2.10.1
Изменение поверхности шара во время проведения санкционированных соревнований запрещается.
2.10.2
Соревнование определено как все игры одного блока, так же как и разминка, предшествующая блоку игр. В случае нарушения шар (шары) изымаются до конца данного блока игр.
2.11 Зона разбега
2.11.1
Нанесение любого постороннего вещества на любую часть зоны подхода, которое влияет негативным образом на нормальные условия игры других игроков, запрещается.
2.11.2
Данное правило распространяется, но не ограничивается, такими веществами как тальк, пемза и смола на ботинках; мягкие подошвы или каблуки, оставляющие следы в зоне подхода также запрещены.
2.12 Ошибки при подсчёте очков
2.12.1
Ошибки при ведении счета или вычислении результата должны быть исправлены ответственным лицом турнира сразу после обнаружения факта такой ошибки. Спорные ситуации должны разрешаться специально уполномоченным лицом.
2.12.2
Протесты на ошибки в ведении счета должны быть поданы не позднее одного часа после окончания игры или блока игр каждого дня турнира, но до вручения призов или начала следующего раунда (при игре с выбыванием), в зависимости от того, какое событие произойдет раньше.
2.12.3
Каждый случай подачи протеста в рамках данного правила является специфическим, поэтому при рассмотрении каждого конкретного протеста не следует руководствоваться опытом рассмотрения похожих спорных ситуаций.
2.13 Медленный боулинг
2.13.1
Игроки, готовящиеся зайти в зону подхода и сделать бросок, должны руководствоваться следующими правами и обязанностями
а) Они могут потребовать право прохода только у игрока, подходящего к зоне подхода, или готовящегося сделать бросок по дорожке, непосредственно находящегося слева от них;
б) Им следует уступить (пропустить) игроку, подходящего к зоне подхода и готовящегося сделать бросок, непосредственно находящегося справа от них;
в) Игрокам следует быть готовыми к броску, когда наступает их черед, и они не должны задерживать момент начала подхода или броска, если дорожки и справа и слева свободны;
Если игрок не придерживается правил (процедур), описанных в параграфе 1, то это следует рассматривать как «медленный боулинг». Игрок, нарушающий настоящие процедуры должен быть предупрежден официальным лицом турнира (судьёй соревнований) в следующем порядке:
a) Первое устное предупреждение (без применения штрафных санкций)
b) За второе и каждое последующее предупреждение в каждом блоке игр (6 игр в индивидуальном зачете и в парах, 3 игры в тройках или в команде и все игры соревнований, сыгранные в один день), штрафные санкции выражаются в виде обнуления очков за фрейм.
2.13.3
В целях правильного понимания и применения этого правила, судьям соревнований следует обращать внимание на любого игрока или команду, которые отстают более чем на 4 фрейма от лидера (играющего быстрее) в индивидуальном, парном зачетах или мастер финале; или отстающих более чем на 2 фрейма в тройках или пятерках, не учитывая при этом конечные пары дорожек. На соревнованиях проходящих в формате «Беккер» применяется правило такое же, как и для индивидуального зачета
2.13.4
Каждый раз в случае возникновения вопроса касательно применения данного правила, а так же при отсутствии таких вопросов в финальной части соревнований финальное решение принимается главным судьёй соревнований.
2.14 Дополнительная информация о турнире
2.14.1
Правила турнира могут иметь ограничения по количеству игр, переигровок или серий.
2.14.2
Турнир может иметь ограничения для «опоздавших игроков».
2.14.3
Турнир может иметь правила против не честной тактики игроков.
2.14.4
Руководство турнира должно быть в состоянии обеспечивать выполнение правил и наказывать за их нарушение.