По существу, боулинг — несложный вид спорта. Надо просто катать шары по дорожке и сбивать кегли.
Шар должен быть круглым, длина окружности диаметрального сечения шара — 68,58 см, вес шара не должен превышать 7,258 кг. Шары бывают простые (прокатные), реактивные и слабореактивные. Реактивные и слабореактивные шары вы можете приобрести или заказать в нашем боулинг-центре.
Кегля должна быть 38,1 см по высоте, 12,065 см по ширине и весить от 1,531 кг до 1,644 кг. Дорожка должна быть 18,228 м по длине и 1,668 м по ширине (размеры дорожки должны быть выверены до 0,01 см!). Кегли устанавливаются в форме треугольника. Ближайшая к игроку кегля известна как главная кегля или кегля ¦1. Остальные кегли пронумерованы со
Ознакомиться с основной терминологией по боулингу можно здесь .
Игра состоит из 10 этапов — «фреймов». В начале каждого фрейма игрок старается сбить все 10 кеглей. Это называется сделать «страйк» . В случае удачи фрейм завершается. Если сбить кегли не удалось, то шар бросается во второй раз. Кегли, сбитые за две попытки, называются «спэа» .
Если двух попыток было недостаточно, то фрейм остается «открытым» и игроку засчитывается лишь количество очков, равное числу упавших кеглей.
В десятом фрейме, игрок, сделавший «страйк» или выбивший «спэа», имеет право бросить третий шар.
Система подсчета очков — это не просто подсчет сбитых кеглей. «Страйк» и «спэа» предоставляют возможность заработать призовые очки. Система подсчета вознаграждает удачные удары. Максимальное количество очков, которое можно заработать за одну игру, равно 300.
Пример подсчета очков
Фрейм 1) Обычный удар — 9 очков Cчет = 9 Фрейм 2) Обычный удар — 8 очков Cчет = 17 Фрейм 3) Спэа (10), плюс следующий удар (7) Cчет = 34 Фрейм 4) Обычный удар — 9 очков Cчет = 43 Фрейм 5) Страйк (10), плюс следующие два удара (6+2=8) Cчет = 61 Фрейм 6) Обычный удар — 8 очков Cчет = 69 Фрейм 7) Спэа (10), плюс следующий удар страйк (10) Cчет = 89 Фрейм 8) Страйк (10), плюс следующие два удара (8+0=8) Cчет = 107 Фрейм 9) Обычный удар — 8 очков ( сплит , состояние, при котором кегли остаются стоять после первой посылки шара, а головная кегля падает, и при этом: по крайней мере одна кегля падает между двумя или более стоящими кеглями, т. е. между
Терминология
БОУЛИНГ
AMF Bowling Products — компания, которая специализируется на производстве и установке обоурдования для боулинга и бильярда.
Pro Shop — магазин товаров для боулинг. В Pro Shop можно приобрести или заказать шары, обувь, сумки, аксессуары.
Бамперы дорожки (Durabowl Bumpers) — боковые части дорожки, которые могут быть подняты таким образом, чтобы шар не выходил за пределы дорожки при неточном броске. Борты, как правило, не используются при проведении соревнований. Дополнительно могут оснащаться «бегущими огнями» из светодиодной ленты.
Болтриггер (Ball trigger) — датчик в пинспоттере, регистрирующей проход шара к пиндэку.
Боулинг-центр — спортивно-развлекательное заведение, включающее в себя, помимо боулинга, бар, бильярдную и другие виды досуга.
Боулер (Bowler) — игрок в боулинг. Различают Regular Bowler (постоянно играющий) и Open Bowler (играющий нерегулярно, время от времени),
Боулинг-клуб — спортивная организация ироков (любителей или профессионалов), имеющая свой устав и организационные цели. Игроки боулинг-клуба принимают участие в соревнованиях от лица своего клуба, имеют позицию в рейтинге клуба и т.п.
Брейкпойнт (Breakpoint) — точка на траектории движения шара по дорожке, с которой шар начинает двигаться (в поперечном направлении) в другую сторону (заходит на хук).
Возвратник (Ball Return) — подъемное устройство системы возврата шара с выкатом шаров в зоне отдыха игроков.
Гандикап (Handicap — фора) — система подсчета очков, позволяющая уравнивать шансы мастеров и начинающих игроков. Гандикап, как правило, предоставляют женщинам и детям.
Гаттербол (Gutterball) — шар, упавший в желоб в результате неудачного броска.
Глоу Трэк (Glow Track) — дорожки со светящимися в темноте пунктирными линиями, которые позволяют игрокам точнее прицеливаться в условиях боулинга
Грабли (Swip Bar) — защитное устройство пинспоттера, сгребающее упавшие кегли.
Дриллинг (Drilling — сверление) — рассверловка шара под индивидуальный хват боулера. См. сверление шаров в «Искре».
Желоб (Gutter) — пластиковые лунки по бокам дорожки, куда попадает шар при неудачном броске. Попадиние в желоб можно предотвраить с помощью бамперов.
Карман — расстояние между первой и третьей выставленными кеглями ( см. правила расстановки кегель ). Попадание в карман максимально увеличивает шансы на страйк. Для левши такое расстояние (соответственно между первой и второй кеглями) называется «бруклин».
Кингпин (KingPin) —
Лига (League) — добровольное временное объединение боулеров в целях повышения личных результатов игры и экономии средств. Например, лига банкиров, молодежная лига и т.п.
Лифт (PBL Positive Ball Lift) — подъемное устройство, которое посредством ременной передачи закатывает шар на «горку», с которой шар скатывается под действием своего веса по направляющим, проложенным под дорожкой до возвратника. У пинспоттера 8800 GOLD — AMF Fast TrackT Horizontal Ball Return — горизонтальный выкат шара.
Лопата (Paddle) — механизм системы возврата шара в пинспоттере, предохраняющий от попадания кеглей в приемное отверстие лифта. Маск-панель — щит, закрывающий пинспоттер в зале боулинга; находится прямо над выставленными кеглями. Рисунки на маск-панелях могут быть самыми разнообразными и выбираются владельцем боулинга.
Масло дорожки — специальный раствор, который наносят на поверхность дорожки. Масло предохраняет поверхность дорожки, способствует правильному скольжению шара.
Пинспоттер (пинсеттер) — устройство автоматической подачи кегель. Разработан компанией АМФ ( AMF Bowling Products, USA ).
Реактивный шар — отличается от нереактивного тем, что имеет сильно смещенный центр тяжести. См. реактивные шары , предлагаемые в продажу в боулинг-центре «Искра».
Ресепшн (Reception) — стойка управления в боулинг-центре, где клиент заказывает дорожки, получает сменную обувь, расплачивается за услуги.
Страйк — игровая ситуация, когда все кегли сбиты первым броском.
Спеа — игровая ситуация, когда кегли выбиваются с двух бросков. Причем вторым броском сбиты все оставшиеся кегли.
Сплит (Split) — оставшиеся несбитыми кегли после первого броска во фрейме, разделенные на две отдельные группы, между которыми проходит шар. Это представляет определенную трудность для сбивания всех кеглей вторым броском. Сбивание сплита не дает дополнительный преимуществ — засчитывается обычный спеа (spare).
Скоринг — система подчета очков при игре в боулинг. В современных боулингах осуществляется автоматически.
Хаусбол — прокатный шар, который имеет уравновешенный центр тяжести. Хаусболы являются обязательным атрибутом во всех боулингах.
Хук — бросок шара с подкручиванием. Хук применяют при броске реактивными шарами. Это позволяет увеличить процент страйков во время игры.
Флэр-Потенциал (Flare Potential) — динамическая характеристика шара, показатель, определяющий угол смещения оси шара при движении по бэкэнду.
Фол (заступ) — игровая ситуация, когда игрок во время броска заступает линию разбега. Очки, набранные при броске с заступом, не засчитываются.
Фрейм (frame) — этап игры в боулинг. Игра состоит из 10 фреймов. В каждом фрейме — по 2 броска.
Экстрим (
Ядро шара — центральная (внутренняя) часть шара. Ядро может иметь смещенный центр тяжести — шары с таким ядром называются реактивными.